Форум программистов «Весельчак У»
  *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

  • Рекомендуем проверить настройки временной зоны в вашем профиле (страница "Внешний вид форума", пункт "Часовой пояс:").
  • У нас больше нет рассылок. Если вам приходят письма от наших бывших рассылок mail.ru и subscribe.ru, то знайте, что это не мы рассылаем.
   Начало  
Наши сайты
Помощь Поиск Календарь Почта Войти Регистрация  
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Не прямое решение задачи.  (Прочитано 20155 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« : 09-11-2005 11:53 » 

Можно ли решать программистскую задачу как в том анекдоте про математиков и физиков:
Анекдот:
Первая задача. Надо согреть воду в кастрюле. Дано: пустая кастрюля, кран. И дано решение этой задачи: Наливается вода из крана в кастрюлю. Кастрюля ставится на огонь и вода подогревается.
Вторая задача. Надо согреть воду в кастрюле. Дано: наполненная водой кастрюля, кран. А решения нет.
Что делает физик. Просто ставит кастрюлю на огонь и вода подогревается.
Что делает математик. Выливает из кастрюли воду. И таким образом приводит начальные условия этой задачи к начальным условиям первой задачи, у которой решение уже существует. И дальше не думая, действует по решению первой задачи.

Можно ли так же сделать в случае с рекурсией и итерацией.

Т.е., допустим, для меня решить задачу рекурсивно проще, чем итеративно, но выходит расточительно по отношению к ресурсам компьютера. Я делаю рекурсивно, а потом переделываю итеративно. Не выйдет ли так проще.

Хотя может это не очень удачный пример. Может кто-то этот принцип в других случаях использует.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #1 : 09-11-2005 12:26 » 

Olegator, опытный проектировщик тем и отличается от дилетанта, что подходит к задаче творчески.

Во-первых, есть замечательная книга Дж. Джонса "Методы проектирования", посвященное философии проектирования как процесса (при этом не очень важно, что именно проектируется; как ни странно, имеются достаточно универсальные методы для решения широкого круга задач). Один из принципов, которым я часто следую, является "проектирование в трех временных плоскостях". Вот тебе пример: имеется задача, которую нужно было решить еще вчера. Ты:

1. Быстренько набрасываешь решение, которое временно затыкает дыру.
2. Выиграв время, спокойно решаешь задачу достаточно приемлемым путем.
3. Параллельно обдумываешь будущее задачи, если она имеет будущее (например, стыковку с другими системами или расширение ее применимости).

Книга весьма редкая, однако я встречал на букинистических инет-аукционах. Если обзаведешься, не пожалеешь.

Во-вторых, в программировании действует своя разновидность закона Парето, согласно которой примерно 10% кода занимает примерно 90% времени выполнения программы. Отсюда следует, что далеко не все, что напимано неоптимально, непременно следует оптимизировать. Например, у тебя есть массив из 10 элементов, в котором ты ищешь один раз простым перебором. Ты можешь показать класс кодирования, реализовав его в виде ассоциативного массива с быстрым доступом, сбалансированного В-дерева и т.д. В результате окажется, что программа стала выполняться на 50 микросекунд быстрее при общем времени выполнения полчаса. То есть твое рабочее время, потраченное  на оптимизацию, было потеряно практически впустую.

Я в своей группе практикую следующий подход:

решить задачу наиболее простым способом;
оценить качество решения;
если оно приемлемо, приступить к следующей задаче;
иначе при помощи трассировки и профилирования определить часть программы, выполнение которой занимает больше всего времени;
разработать альтернативное, более оптимальное решение;
реализовать его с применением рефакторинга (программа не должна терять работоспособности в процессе переделки);
вернуться в цикл.

Всегда помни, что лучше иметь приемлемое решение сегодня, чем идеальное через год. Хотя никто не мешает продолжать работать над идеальным, выиграв время при помощи уловки Джонса.
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #2 : 09-11-2005 16:25 » 

Я спрашивал про разделение не по времени, а по мышлению. Как в анекдоте. Ну не вижу я, что можно сразу поставить кастрюлю на огонь и всё тут. Вот и привожу начальные условия второй задачи к начальным условиям первой. Т.е. если я бы мог совершенно (или почти совершенно) формально из рекурсивно решённой задачи сделать итеративно решённую. Это ведь проще по отношению к тем задачам которые рекурсивно решаются проще.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #3 : 09-11-2005 21:34 » 

Я как раз не о разделении времени говорил, а об использовании имеющегося задела (возможно, неоптимально работающего).

Основная идея, которую я пытался донести, такова. Если у тебя уже есть отработанное решение для случая пустой кастрюли, в первую очередь используй его - выливай воду, а затем действуй по проверенному рецепту. Это гарантирует, что кипяток ты получишь максимально быстро (хотя, возможно, он обойдется неколько дороже, чем мог бы). Именно это в большинстве случаев и нужно при програмировании в промышленных условиях - получить результат, которого от тебя ждут, с максимальной скоростью, чтобы не тормозить работу пользователей. Медленная программа лучше, чем вовсе никакая. Пока жаждущие наслаждаются кипятком, ты можешь спокойно проанализировать задачу, увидеть, что воду выливать ни к чему, и заменить программу кипячения, не прерывая технологического процесса. В противном случае все сидели бы и ждали, пока на тебя сойдет озарение.

То же самое и с твоим вопросом. Если для тебя очевидно рекурсивное решение - реализуй его, пусть программа работает. Если выяснится, что рекурсивная версия работает слишком медленно и требует слишком много ресурсов, причем виноват в этом действительно сам механизм рекурсии, а не дефект алгоритма, ты можешь попробовать реализовать итеративный алгоритм, делающий то же самое. При этом тебя никто не толкает в шею, программа худо-бедно работает. Если ты аккуратно продумал межмодульные интерфейсы, замена рекурсивного модуля итеративным не потащит за собой тотальную переделку программы.
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #4 : 09-11-2005 22:03 » 

Меня не интересует ни скорость, ни промышленные условия, ни задел.

Я как раз не о разделении времени говорил, а об использовании имеющегося задела (возможно, неоптимально работающего).

Если для тебя очевидно рекурсивное решение - реализуй его, пусть программа работает. Если выяснится, что рекурсивная версия работает слишком медленно и требует слишком много ресурсов, причем виноват в этом действительно сам механизм рекурсии, а не дефект алгоритма, ты можешь попробовать реализовать итеративный алгоритм, делающий то же самое.
Всё это я прекрасно понял.
Мне не нужно пробовать потом реализовывать итеративный вариант.
Допустим, я вообще, в принципе, не могу решить задачу итеративно. Т.е. рассмотрим совсем крайний случай, чтобы ты понял, что я имею ввиду. Но я могу решить рекурсивно. Могу преобразовать (именно преобразовать, а не сделать заново) рекурсивную задачу в итеративную. И таким образом я всё-таки прихожу к задаче решённой итеративно.
Т.е. есть три задачи.
1. Придти к решению итеративно. – не могу решить.
2. Придти к решению рекурсивно. – могу решить.
3. Преобразовать рекурсивное решение в итеративное – могу решить.

Представь себе треугольник, в котором гипотенуза – первая задача, а катеты вторая и третья задача.
Записан
Finch
Спокойный
Администратор

il
Offline Offline
Пол: Мужской
Пролетал мимо


« Ответ #5 : 09-11-2005 22:07 » 

А можно примерчики таких задач. Даже стало интересно. Что за такие задачи, по которым рекурсивный метод сразу очевиден. Для меня очевидна рекурсия в основном в задачах по проходу деревьев (директорий и т.д.). Итерактивные методы здесь намного сложнее. Поскольку самому приходится организовывать своеобразный стэк состояний.
« Последнее редактирование: 09-11-2005 22:14 от Finch » Записан

Не будите спашяго дракона.
             Джаффар (Коша)
Alf
Гость
« Ответ #6 : 09-11-2005 23:16 » 

...
Допустим, я вообще, в принципе, не могу решить задачу итеративно. Т.е. рассмотрим совсем крайний случай, чтобы ты понял, что я имею ввиду. Но я могу решить рекурсивно. Могу преобразовать (именно преобразовать, а не сделать заново) рекурсивную задачу в итеративную. И таким образом я всё-таки прихожу к задаче решённой итеративно.

Вообще-то в принципе рекурсия и итерация эквивалентны - для каждого рекурсивного алгоритма существует парный итеративный, и наоборот. Если ты построил корректный рекурсивный алгоритм, а затем корректно преобразовал его в итеративный, скорее всего, получишь тот же результат, что и при построении итеративного с нуля. То есть ты можешь пройти от одной вершине к другой по гипотенузе, а можешь и по двум катетам, все равно в результате окажешься там же.

Не понял суть проблемы. Тебя смущает то, что такой путь оказывается более долгим и трудоемким? Или что-то иное?
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #7 : 10-11-2005 07:55 » 

Возможно по двум катетам получится проще. Не знаю. Это моё предположение. Надо попробовать с обходом дерева, как Finch сказал.
Хотя может есть и более удачные примеры такого подхода.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #8 : 10-11-2005 08:04 » 

Дерево так дерево, надо же с чего-то начинать. Только полезно было бы сделать такую вещь: реализовать и рекурсивную, и итеративную версии и сравнить их по объему и сложности исходного кода, по скорости работы и требуемым ресурсам. Может оказаться, что возня с преобразованием рекурсии в итерацию не имеет никакого смысла.

Если нет на примете задачи, могу предложить такую: построить дерево каталоговой структуры диска, в котором для каждой ветки хранится суммарный размер файлов в ней. IMHO такая штука пригодится, если хочешь разобраться, куда подевалось дисковое пространство. Сделай два варианта, сравним.
Записан
Finch
Спокойный
Администратор

il
Offline Offline
Пол: Мужской
Пролетал мимо


« Ответ #9 : 10-11-2005 13:24 » 

Не все алгоритмы можно реализовать рекурсивно. Например обычная стандартная школьная задача по программированию, как нахождение корней квадратного уравнения. Или задача, которая пробегала недавно на форуме, насчет выяснения свойств треугольника. Я лично не представляю, как можно это реализовать рекурсией.
Записан

Не будите спашяго дракона.
             Джаффар (Коша)
Alf
Гость
« Ответ #10 : 10-11-2005 13:29 » 

Рекусия двойственна по отношению к итерации. Разве для решения квадратного уравнения нужны итерации? Или для того же треугольника? Точно так же и рекурсия там совершенно ни к чему.
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #11 : 10-11-2005 13:41 » 

Квадратное ур-ие
Смотря каким способом решать. Если аналитически, то да. А если численно то методом деления отрезка пополам решается как раз рекурсивно и итеративно. Правда для полинома второй степени это наверно избыточно.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #12 : 10-11-2005 13:45 » 

Квадратное уравнение - методом деления отрезка?.. Сколько лет программирую, но такого фокуса еще не видел Улыбаюсь

Это покруче, чем воду из кастрюли выливать...
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #13 : 10-11-2005 14:15 » 

Ладно, соглашусь с Alf`ом. Перебор. Решать таким способом квадратное уравнение кроме как в учебных целях не стоит. Отрезок в котором находится решение замучаешся искать. Только если точно знаешь где этот отрезок находится.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #14 : 10-11-2005 14:20 » 

Так любую задачу легче решать, когда решение известно заранее Ага
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #15 : 10-11-2005 14:21 » 

Не решние а отрезок в котором находится решение
Записан
Alf
Гость
« Ответ #16 : 10-11-2005 14:24 » 

Оно заведомо находится на отрезке от минус бесконечности до плюс бесконечности. Легче нам от этого?
Записан
Olegator
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #17 : 10-11-2005 14:38 » 

Продолжу основную тему.
Так можно ли совершенно формально преобразовать рекурсию в итерацию.
Ты вот говоришь:
Вообще-то в принципе рекурсия и итерация эквивалентны - для каждого рекурсивного алгоритма существует парный итеративный, и наоборот.
Записан
Alf
Гость
« Ответ #18 : 10-11-2005 14:50 » 

На 100% не уверен, но по-моему, это можно достаточно формально сделать через конечные автоматы. Правда, может потребоваться (даже в большинстве случаев наверняка потребуется) автомат со стековой памятью. Поскольку рекурсия использует стек автоматически, а итерация должна управлять им явно, итеративное решение может оказаться в этом случае более громоздким.

Вообще если первым на ум приходит рекурсивное решение, IMHO имет смысл реализовать именно его. В большинстве случаев миф о якобы расточительности рекурсии поддерживается теми, кто не владеет предметом. Каждый конкретный случай имеет смысл рассматривать отдельно, не поддаваясь на провокацию любую рекурсию заменять итерацией.
Записан
npak
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #19 : 10-11-2005 17:19 » 

Вообще-то в принципе рекурсия и итерация эквивалентны - для каждого рекурсивного алгоритма существует парный итеративный, и наоборот.

Хм ... при первом чтении я легко принял это утверждении, но когда дошёл до автомата со стековой памятью, эквивалентность итерации и рекурсии для меня стала не очевидной.  Я согласен, что для рекурсивного алгоритма можно построить эквивалентный итеративный с ручным управлением стеком (эквивалентность в смысле последовательности операций с данными, но в общем случае могут возникнуть дополнительные накладные расходы на поддержание своего стека). Верно ли обратное утверждение? 

Дело в том, что не все итеративные алгоритмы используют стек (LIFO очередь).  Например, алгоритмы обхода графа "в ширину" используют FIFO-очередь, и я затрудняюсь предложить рекурсивный алгоритм, который был бы эквивалентен (то есть производил в точности те же операции в той же последовательности) обходу "в ширину".

Но это замечание не относится к теме обсуждения, просто мысли вслух.
Записан

UniTesK -- индустриальная технология надежного тестирования.

http://www.unitesk.com/ru/
Alf
Гость
« Ответ #20 : 11-11-2005 07:33 » 

Мне и самому интуитивно кажется, что на практике с дуальностью итерация-рекурсия не все так уж гладко. Однако теория настаивает на их эквивалентности, а опровергнуть ее мне не под силу. Зачастую я не вижу рекурсивной либо итеративной альтернативы, но вполне допускаю, что она существует, просто находится за пределами моего понимания.

Касательно "обхода в ширину" - возможно, удастся реализовать его, если предварительно строить вспомогательный список вершин одного уровня и затем уже его обрабатывать рекурсивно. Уверен, что алгоритм получится уродливый, непрактичный и будет представлять лишь академический интерес (если вообще будет). Впрочем, ручное управление стеком при итерации тоже элегантным решением не назовешь.

Мое сугубое IMHO - следует выбирать наиболее адекватный решаемой задаче подход и не заморачиваться необоснованной переделкой итерации в рекурсию и наоборот. Например, если сущность по природе рекурсивна, обрабатывать ее итерацией столь же неестественно, как массив - рекурсией. Как мы уже обсуждали ранее, фобии по отношению к рекурсии чаще следствие непонимания, чем точного расчета.

P.S. По ходу пришла мысль - FIFO можно имитировать двумя стеками LIFO, сначала набив первый, а потом переложив элементы во второй. Полнейшее уродство, но ведь теория вовсе не обещает равной эффективности итерации и рекурсии, речь ведь только о принципиальной реализуемости.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2015, Simple Machines