Форум программистов «Весельчак У»
  *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

  • Рекомендуем проверить настройки временной зоны в вашем профиле (страница "Внешний вид форума", пункт "Часовой пояс:").
  • У нас больше нет рассылок. Если вам приходят письма от наших бывших рассылок mail.ru и subscribe.ru, то знайте, что это не мы рассылаем.
   Начало  
Наши сайты
Помощь Поиск Календарь Почта Войти Регистрация  
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: О программистском образовании  (Прочитано 4740 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Dimka
Деятель
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« : 21-09-2006 15:09 » 

Вот, попалось:

http://offline.computerra.ru/2005/583/38051/

думаю, у всех не очень давно учившихся, ныне учащихся или преподающих программистов будет какое-то своё мнение на тему.
Записан

Программировать - значит понимать (К. Нюгард)
Невывернутое лучше, чем вправленное (М. Аврелий)
Многие готовы скорее умереть, чем подумать (Б. Рассел)
Mouse
Молодой специалист

ru
Offline Offline

« Ответ #1 : 22-09-2006 06:23 » 

Сам сейчас заканчиваю учиться, диплом через полгода, так что проблема наболевшая. Да, многое в статье написано по делу, очень многое. Сам в свое время выбрал специальность потому, что хотелось научиться программировать, узнать много нового и ценного. В итоге - совершенно невыразительное преподавание +огромный самостоятельный интерес привели к тому, что предмет, как правило, вдоль и поперек был знаком еще до начала чтения курса. Читали по верхам, поэтому на лекции ходить было как-то даже глупо... Конечно, специальность у меня не чисто программерская - Защита информации. И тут претензий никаких - специальность нам дали очень здорово. Иногда создается впечатление, что программирование везде читают через непонятно что (dimka, без обид, на твоих лекциях не присутствовал Ага ). Объяснить это довольно трудно, поскольку наука отнюдь не новая, пусть и динамичная.

Это один взгляд на проблему, но есть и другой. Поясню на примере одного предмета - СУБД, который у нас был год назад. За весь семестр (кстати, курс сжали с 2 до 1 семестра, а жаль; преподаватель мужик мировой, мог еще многое рассказать...) изучили только базовые вещи вроде ER-диаграмм, простейших запросов, нормализации. Сдали, забыли. Вопрос в том, что было бы, если бы нам углубленно давали предмет начиная с основ. Смогли бы ребята переварить реляционную алгебру? Или теорию СУБД? Я был бы только счастлив, но все-таки для этого нужна база. Если не по предмету, то хотя бы математическая (которая, кстати, по-любому нужна Улыбаюсь ).

Подводя черту, выскажу свое глубокое имхо по этому поводу - кто хочет учиться, тот выучиться при любом уровне лекций. Кто не хочет, того преподавание не спасет. Уверен, автор не входит в славные ряды преподавателей, а говорить, что "все не так, все не то"... Для этого немного надо. Статья-то ведь опять о том, что у нас все хреново, что на западе все решено, а только мы, укурки, учимся непонятно как. Проблема есть, никто не отрицает, только вот хотелось бы чтобы критика была конструктивной, т.е. не только критиковать, но и предлагать что-то. Предложенное автором конструктивным не считаю, хотя бы про обучение в институте "в свободное от рамок (одна пара от звонка и до оного) время". Хотел бы я посмотреть, кто так будет оставаться в институте. А если не в институте, то это самообразование получается...

P.S. Про проблему превалирования теории или практики в обучении программистов очень хорошо написал Ларри Константин, книга "Человеческий фактор в программировании". Сейчас ее под рукой нет, процитировать не могу, но суть такова, что узкая специализация дает эффект сразу же, люди могут прямо после института влиться в активную работу. Теоретическая подготовка, напротив, предусматривает некий период, в котором производительность не очень высока, зато потом теоретики стабильно обходят практиков. Вот так Улыбаюсь
Записан
Alf
Гость
« Ответ #2 : 22-09-2006 07:12 » 

Ричард Фейнман, человек, который превосходно умел и учиться, и учить, в предисловии к своим многотомным "Лекциям по физике" привел цитату неизвестного мне автора:

Цитата
"обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно" (Гиббонс).

Мой опыт работы со студентами (с учетом его ограниченности) полностью подтверждает это.
Записан
Sla
Модератор

ua
Offline Offline
Пол: Мужской

WWW
« Ответ #3 : 22-09-2006 07:34 » 

Мнение?
Узкая специализация - ПТУ
Ширше - техникум, колледж
Еще ширше - ВУЗ, но...
Теперь об этом но...

Я о себе.
Техникум, армия, ВУЗ.
специальность в техникуме != специальность в ВУЗе
Плохо или хорошо?
Я в ВУЗ пришел уже с минимальными техническими данными, которые мне пришлось пощупать.
И поэтому учеба по специальности в институте для меня не оказалась трудной.
Что хочу от института сегодня. Я хочу широких знаний на основе не широкого практического опыта.
Преподователи специальностей должны быть не только чистыми преподователями, но так же учавствовать в каких-либо научно-технических работах. Это даст возможность преподователю привлекать к таким работам студентов.
Хочет ли студент? Наверное хочет, но он об этом не знает. Ему не предлагают, его не селектируют. Ну разве что от студента исходит аура великолепных знаний и желания.
Может ли студент самостоятельно искать себе работу? Может и должен. А вот какую работу он себе находит? Кушать хочется всегда (грузчик, реализатор, оператор, сисадмин).

ЗЫ. Сумасбродно написал. Очень много сталкиваюсь со студентами, которые себе цены не могут сложить, а вот элементарных знаний нет (не могут ПИ от ПИД отличить, а что такое магнитная индукция, так лучше вообще не спрашивать  Улыбаюсь ). При этом от них сильно прет словами - ООП, рефакторинг, UML (для Alf - ты здесь ни причем Улыбаюсь ).
Записан

Мы все учились понемногу... Чему-нибудь и как-нибудь.
Alf
Гость
« Ответ #4 : 22-09-2006 07:53 » 

Ясное дело, ни при чем Ага

Потому как у меня вполне можно спросить, что такое магнитная индукция. И даже электрическая, если под настроение.
Записан
Dimka
Деятель
Команда клуба

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #5 : 22-09-2006 07:55 » new

Цитата: Mouse
Про проблему превалирования теории или практики в обучении программистов очень хорошо написал Ларри Константин, книга "Человеческий фактор в программировании". Сейчас ее под рукой нет, процитировать не могу, но суть такова, что узкая специализация дает эффект сразу же, люди могут прямо после института влиться в активную работу. Теоретическая подготовка, напротив, предусматривает некий период, в котором производительность не очень высока, зато потом теоретики стабильно обходят практиков.
Когда я учился, мне казалось (и продолжает казаться до сих пор), что полезно совмещать изучение теоретических вопросов с изучением современных технологий с упором на первое, потому что второе более основательно изучат на практике - на работе. Однако часто теорию преподают пожилые преподаватели, которые не знают современных технологий. В то же время молодые преподаватели часто игнорируют теоретические вопросы - оттого и результат вроде описанного про СУБД.

Работодатели, нанимая программистов, указывают перечень языков/технологий, которыми должен владеть претендент. Студенты, подумывая о будущей работе, хотят соответствовать требованиям работодателей (в их, студентов, представлении слова "соответствовать"), поэтому очень обижаются на вузы, где вместо модных Java или ASP.NET от них требуют осваивать Turbo Pascal. У студентов создаётся сильное ощущение того, что учат ненужному, что учат неправильно. И если человеку в школе нравилось программирование, он шёл учиться, шёл за знаниями, с "горящими глазами", для такого человека наступает глубокое разочарование. У нас в вузе оно называется "кризис 3-го курса". До 3-го курса студенты терпят разную математику, структуры и алгоритмы обработки данных, гуманитарные дисциплины, надеются, что "потом" их ещё обучат тому, что перечисляется в требованиях работодателей. А к 3-му курсу надежды рушатся, терпение лопается, и начинается реакция. Поскольку я работаю как раз с проблемным курсом, для их психологической разгрузки в заключении курса я провожу вместо лекции беседу по душам "о жизни", где они всё выговаривают, что думают, а я рассказываю о разных фирмах, компаниях, предприятиях (благо, уже повидал всякого) и объясняю, чем работа отличается от учёбы, и что на самом деле стоит за требованиями работодателей. Также объясняю, чем получение высшего образования отличается от обучения на курсах каким-нибудь технологиям.

Любопытно то, что, поработав, бывшие студенты начинают отличать зёрна от плевел и обнаруживают, что в вузе несмотря на всё их неприятие и их обиды их всё же подготовили как инженеров, что они привыкли самостоятельно решать задачи, что теория программирования инвариантна всем модным технологиям, и знание теории позволяет без особых проблем осваивать входящие в моду технологии, потому что после забывания мелочей в памяти остаётся главное - систематизированное знание. И таких знаний нет у тех, кто вместо вуза заканчивал спецкурсы, на которых натаскивали на конкретной технологии методом зубёржки и отработкой до автоматизма выполнения различных операций.

Цитата: Sla
Преподователи специальностей должны быть не только чистыми преподователями, но так же учавствовать в каких-либо научно-технических работах. Это даст возможность преподователю привлекать к таким работам студентов.
Эта идея витает давно и потихоньку реализуется по мере развития экономики. По крайней мере я выступаю не только как преподаватель, но и как представитель работодателя - студенты учатся охотнее, зная, что мои требования не "с потолка" взяты. Постоянно разные фирмы привлекают студентов в проекты на некритические для проектов позиции. Одно но: выбирают с потока лишь около десятка студентов. Другое но: обычно в потоках кроме десятка студентов остальные ничего не хотят и профессию выбрали случайно или в силу моды, или с целью избежать армии (автор статьи прав относительно КПД не ведущих вузов, равному лишь нескольким толковым специалистам с каждого потока из нескольких групп).
Записан

Программировать - значит понимать (К. Нюгард)
Невывернутое лучше, чем вправленное (М. Аврелий)
Многие готовы скорее умереть, чем подумать (Б. Рассел)
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2015, Simple Machines