Форум программистов «Весельчак У»
  *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

  • Рекомендуем проверить настройки временной зоны в вашем профиле (страница "Внешний вид форума", пункт "Часовой пояс:").
  • У нас больше нет рассылок. Если вам приходят письма от наших бывших рассылок mail.ru и subscribe.ru, то знайте, что это не мы рассылаем.
   Начало  
Наши сайты
Помощь Поиск Календарь Почта Войти Регистрация  
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: К вопросу о примитивах параллельного программирования на примере языка Go  (Прочитано 20603 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Dimka
Деятель
Модератор

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« : 23-01-2014 00:02 » 

Посмотрим на этот их Go в части параллельного программирования.

Собственно, язык содержит лишь два примитива: задачи (goroutines) и каналы (channels). И то, и другое весьма напоминает собой, соответственно, процессы (processes) и каналы (pipes) UNIX, но имеет одно удобное отличие.

В UNIX процессы изолированы друг от друга по памяти, отсюда и довольно тяжёлый и неуклюжий способ порождения новых процессов: либо через fork с полным копированием процесса, его памяти, его дескрипторов файлов, либо через exec с полным замещением текущего процесса новым. В Go задачи исполняются в общем адресном пространстве, поэтому такой неуклюжести не нужно. Достаточно единственного оператора над функцией.
Код: (Text)
go foo()
А если исполняемый кусок кода не достоин выделения в отдельную функцию, то его можно оформить как вызов лямбда-функции.
Код: (Text)
go (func() { /* ... */ })()
При этом контекст как вызываемой, так и тела лямбда-функции автоматически сохраняется в соответствующем замыкании.

Задача не является ни процессом, ни нитью (thread) операционной системы. Ближайшим аналогом оператора go в Windows будет постановка в очередь запуска функций на системном пуле нитей (thread pool). Внутри программы средствами языка реализуется собственный диспетчер задач, который управляет пулом системных нитей (работающих на разных ядрах физического процессора) и в общем-то обеспечивает балансировку нагрузки ядер. Задача также не является зелёной нитью (green thread), как это реализуют некоторые языки. Задача - это объект, о свойствах которого не делается предположений: является ли он единицей полноценной конкурентной многозадачности с истинным параллелизмом или псевдопараллельной сопрограммой с кооперативной многозадачностью. Это зависит от реализации языка Go и в общем случае может быть как тем, так и другим - в зависимости от решения диспетчера задач. В любом случае предполагается, что одновременно существующих задач как правило гораздо больше, чем ядер у процессора и нитей в системном пуле.

Канал - это объект со свойствами типизированного потока (stream). Поток всегда однонаправленный, но канал объединяет в себе оба конца потока: входной - для писателя и выходной - для читателя. Писателем и читателем может быть любое место в коде, в области видимости которого находится канал. Канал общего назначения при желании можно преобразовать к подтипам: канал только для чтения и канал только для записи. И тогда эти подтипы превращают канал в обыкновенные потоки для операций чтения и записи.

Как и потоки в операционной системе, канал обладает тем свойством, что пока он пуст, читатель останавливается в ожидании новой порции данных, а пока он полон, его освобождения ожидает писатель. Это свойство канала и используется для организации разнообраных способов синхронизации и передачи асинхронных сообщений.

Например, канал без буфера порождает ситуацию, когда читатель будет ждать писателя, а писатель - читателя до момента собственно передачи сообщения. А это представляет собой ни что иное как механизм рандеву двух параллельных задач, известный ещё с языка Ada и некоторых специальных операционных систем. Рандеву гарантирует, что обе встречающиеся задачи одновременно находятся во взаимно согласованных состояниях. Подобный же эффект достигается в кооперативной многозадачности, когда сопрограммы сами решают, в какой момент отдать управление соседям по процессору.

Канал с буфером позволяет писателю что-то записать, не дожидаясь читателя, а читателю - прочитать в удобное время, не тормозя писателя. Т.е. буферизированный канал выступает средством асинхронной передачи данных от одной задачи к другой, а размер буфера определяет длину допустимой очереди сообщений.

Эти свойства позволяют рассматривать канал как единственный, универсальный и полностью достаточный механизм для решения любых задач синхронизации. Некоторое исключение составляют разве что таймеры, отсутствующие в языке на уровне синтаксиса, но, разумеется, имеющиеся в библиотеке. Рассмотрим свойства канала как объекта синхронизации на примерах.

Простейший канал какого-нибудь примитивного типа, допустим, bool, с буфером глубины 1 может работать как флаг синхронизации с автоматическим сбросом, в Windows известный как auto reset event. Поднятый флаг пропускает строго одну нить, после чего автоматически сбрасывается.

Сконструируем на основе канала такой простейший объект синхронизации, как критическая секция.
Код: (Text)
type ICriticalSection interface {
  Enter()
  Leave()
}

type CriticalSection struct {
  channel chan bool
}

func (this *CriticalSection) Enter() {
  this.channel <- true
}

func (this *CriticalSection) Leave() {
  <-this.channel
}

func NewCriticalSection() ICriticalSection {
  this := new(CriticalSection)
  this.channel = make(chan bool, 1)
  var object ICriticalSection = this
  return object
}
Глубина буфера 1 позволяет записывать в канал той же самой задаче, которая потом будет читать из канала. В большинстве случаев это и требуется для критической секции. Без буфера, поскольку начало и конец непустой критической секции не могут совпасть по времени, рандеву будет невозможным и вызовет мёртвую блокировку (deadlock) задачи. В приведённом примере входящая в критическую секцию задача занимает канал, и пытающиеся сделать то же самое другие задачи будут остановлены на операции записи. По выходе из критической секции задача освобождает канал, и в секцию может зайти следующая задача. Реализацию можно развернуть зеркально: входящая задача читает из канала, а выходящая задача пишет в канал. В таком случае изначально канал должен быть инициализирован - заполнен значением.

Канал по свойствам несколько отличается от флага синхронизации. Так, если флаг синхронизации уже установлен, но ещё не сработал, повторная установка флага не вызывает никаких побочных эффектов. В случае с каналом это не так: второй и последующие вызовы метода Leave вызовут остановку задач из-за пустого (или, зеркально, переполненного) буфера канала. В то же время мы не можем добавить внутрь метода Leave проверку состояния канала до операции над ним: это не будет атомарным действием и, следовательно, требует критической секции, но критическую секцию мы как раз ещё только и конструируем. Поэтому данную реализацию критической секции с описанным ограничением следует использовать только в тех случаях, когда гарантируется парный и строго последовательный вызов методов Enter и Leave.

Критическая секция работает по принципу турникета: пропуск группы строго по одному, каждый проверяется отдельно, а ещё не прошедшая часть группы ждёт на входе. Если нам нужен групповой пропуск, его реализует другой объект синхронизации - барьер. Барьер работает по принципу шлагбаума: группа собирается у входа, затем шлагбаум поднимается и пропускает всех собравшихся (и подбегавших в процессе прохода), а когда никого не осталось, шлагбаум опускается, и можно накапливать следующую группу.

Буферы каналов имеют статический размер, поэтому на неопределённое (или довольно большое) количество участников групповой операции создать канал невозможно (неэффективно). Однако можно комбинировать канал с числовым счётчиком. На этом принципе и построим барьер.
Код: (Text)
type IBarrier interface {
  Wait()
  Pass()
}

type Barrier struct {
  counter uint
  channel chan bool
}

func (this *Barrier) Pass() {
  for this.counter > 0 {
    this.counter -= 1
    this.channel <- true
  }
}

func (this *Barrier) Wait() {
  this.counter += 1
  <-this.channel
}

func NewBarrier() IBarrier {
  this := new(Barrier)
  this.channel = make(chan bool, 1)
  var object IBarrier = this
  return object
}
По построению здесь внутренняя критическая секция не нужна, поскольку приход нового запроса Wait во время выполнения Pass ни к чему плохому не приводит - просто Pass выполниться на одну итерацию больше, чем мог бы. После завершения работы Pass барьер вновь готов к работе и никого не пускает.

В этой конструкции барьера оповещение ждущих задач происходит последовательно. Причём цикл по уменьшающемуся счётчику синхронизируется с задачами: он не может записать в канал следующее true до тех пор, пока очередная задача не проснётся и не освободит канал от ожидающего её сообщения. Т.е. для большого количества ожидающих операция Pass в такой конструкции барьера будет работать достаточно длительное время. А поскольку обращение задач к каналам ничем не регламентируется, возможна такая ситуация, когда позже пришедшие к барьеру задачи проснутся заметно раньше ранее пришедших.

Сделав запись в канал асинхронной операцией, мы за счёт увеличения потребляемых ресурсов на создание новых задач (и общего торможения системы на их диспетчеризацию) могли бы ускорить работу Pass
Код: (Text)
    go (func() { this.channel <- true })()
Но при этом мы получим неприятный побочный эффект: одна из задач, пришедших к барьеру в то время, пока ещё не все из ждущих проснулись, но работа Pass уже закончилась, может проскочить по "талончику", предназначенному одной из давно стоящих на барьере задач. Т.е. такое изменение перестаёт гарантировать, что очередной Pass обязательно пропустит всех собравшихся у барьера, и это сложно будет считать надёжной реализацией.

Наконец, получив групповой пропуск, мы можем приступить к созданию самого главного объекта синхронизации - семафора. Работает он примерно по такому же принципу, что и критическая секция и поэтому имеет тот же самый интерфейс, но зато имеет возможности для конструирования разнообразных групповых операций.
Код: (Text)
type Semaphore struct {
  value int
  barrier IBarrier
  criticalSection ICriticalSection
}

func (this *Semaphore) Enter() {
  for {
    this.criticalSection.Enter()
    if this.value < 0 {    
      this.value += 1
      this.criticalSection.Leave()
      break
    } else {
      this.criticalSection.Leave()
      this.barrier.Wait()  
    }
  }
}

func (this *Semaphore) Leave() {
  this.criticalSection.Enter()
  this.value -= 1
  this.barrier.Pass()
  this.criticalSection.Leave()
}

func NewSemaphore(startValue int) ICriticalSection {
  this := new(Semaphore)
  this.value = startValue
  this.barrier = NewBarrier()
  this.criticalSection = NewCriticalSection()
  var object ICriticalSection = this
  return object
}
Принцип работы семафора вообще (вне зависимости от реализации) следующий. На каждый вход он увеличивает счётчик. На каждый выход он уменьшает счётчик. Как только счётчик увеличивается до нуля, семафор закрывается на вход. Открыть семафор может только какой-то выход, когда счётчик уменьшается ниже нуля. Поэтому начальное значение семафора определяет групповую политику его поведения. Отрицательные начальные значения -N создают такие критические секции, в которых пользоваться управляемой семафором единицей ресурса могут не более, чем N нитей одновременно. Положительные начальные значения N создают такие условия, где для входящей в критическую секции нити доступно не менее N свободных единиц ресурса. Семафор с начальным значением -1 называется мьютексом и используется в частности для реализации критических секций без ограничения на последовательную парность входов и выходов, которое мы вводили ранее.

Семафоры обычно реализуются таким образом, что в ответ на событие открытия пробуждаются все спящие перед входом нити и конкурентно пытаются сделать вход. Какому-то количеству нитей это удаётся, а остальные засыпают до следующей попытки. На этом принципе построена и наша реализация семафора. На входе крутится цикл, в котором каждая задача проверяет значение счётчика и на основе этой проверки принимает решение. Это атомарная операция, поэтому она защищена критической секцией. Если решение положительное, задача входит в семафор и увеличивает счётчик, выходя из цикла ожидания. Если решение отрицательное, задача ожидает у барьера следующей попытки. На выходе из семафора происходит уменьшение счётчика и пропуск через барьер всех ожидающих. Это тоже атомарная операция, защищённая той же критической секцией. Сделано это для того, чтобы прошедшие через барьер задачи не смогли вновь встать на ожидание до того, как завершится Pass барьера. В противном случае может произойти взаимное зацикливание Pass и Wait барьера.

Поскольку семафор является альфой и омегой традиционных способов синхронизации, на его базе можно сконструировать любой известный объект синхронизации, и этому вопросу за несколько десятилетий было посвящено огромное количество как академической, так и практической литературы, обсуждение остальных разновидностей объектов синхронизации с этого момента можно считать излишним.

Поскольку нам удалось сконструировать семафор исключительно на каналах, мы можем считать канал в языке Go универсальным и вполне достаточным примитивом для любых задач синхронизации. Как говорится, теорема доказана.

Теперь посмотрим, как можно реализовывать некоторые приёмы параллельного программирования средствами языка Go.

Во-первых, обратим внимание на групповые операции WaitAll (ждать всех) и WaitAny (ждать любого). Поскольку различия между ними минимальные, их удобно описать общим интерфейсом объекта Waiter, но двумя разными конструкторами - по одному для каждого случая.
Код: (Text)
type IWaiter interface {
  Register(event <-chan interface{})
  Wait()
}

type Waiter struct {
  event chan bool
  counter uint
  handle func(counter uint) bool
  criticalSection ICriticalSection
}

func (this *Waiter) Register(event <-chan interface{}) {
  this.criticalSection.Enter()
  this.counter += 1
  this.criticalSection.Leave()
  go (func() {
    <-event
    this.criticalSection.Enter()
    this.counter -= 1
    decision := this.handle(this.counter)
    this.criticalSection.Leave()
    if decision {
      this.event <- true
    }
  })()
}

func (this *Waiter) Wait() {
  <-this.event
}

func newWaiter(handle func(counter uint) bool) IWaiter {
  this := new(Waiter)
  this.event = make(chan bool, 1)
  this.handle = handle
  this.criticalSection = NewCriticalSection()
  var object IWaiter = this
  return object
}

func NewWaiterOfAll() IWaiter {
  return newWaiter(func(counter uint) bool { return counter == 0 })
}

func NewWaiterOfAny() IWaiter {
  return newWaiter(func(counter uint) bool { return true })
}
Основная идея такова, что на каждый регистрирующийся в объекте канал запускается отдельная задача ожидания на этом канале, и все такие задачи имеют доступ к общему счётчику, работа с которым защищена критической секцией. При регистрации источника события счётчик увеличивается, при появлении события в источнике счётчик уменьшается. Тип interface{} в языке Go эквивалентен пустому object в других языка. Т.е. источником события может быть канал, принимающий в себя что угодно. В зависимости от условия по счётчику (настраиваемая функция handle) принимается решение: сигнализировать пользователю о наступлении группового события или нет. WaitAll ждёт, когда сработают все зарегистрированные источники - счётчик обнулится. WaitAny сигнализирует в ответ на срабатывание каждого источника событий в любом порядке срабатывания.

Решение простое, но из-за множества создаваемых вспомогательных задач далеко не самое быстродействующее.

Во-вторых, такой приём, как фоновое исполнение функции, известное как шаблон проектирования begin...end, реализуется проще всего. Пусть у нас есть функция
Код: (Text)
foo(arguments Arguments) Result
и нам нужно запустить её в фоне. Делается это приёмом замены результата на канал.
Код: (Text)
func beginFoo(arguments Arguments) <-chan Result {
  result := make(chan Result)
  go (func(arguments Arguments, result chan<- Result) {
    result <- foo(arguments)
  })(arguments, result)
  return result
}

func endFoo(token <-chan Result) Result {
  return <-token
}
Здесь как раз канал общего назначения превращается в канал только для записи внутри лямбда-функции и канал только для чтения как возвращаемый begin объект. Поскольку для записи много кода не требуется, в том случае, когда begin и end вызываются в одной и той же функции (в общем замыкании), можно записать ещё короче:
Код: (Text)
_foo := make(chan Result)
go (func() { _foo <- foo(arguments) })()
/* ... тут делаем что-то другое ... */
result := <-_foo
Последняя строчка автоматически обеспечивает рандеву фоновой и основной задач.

В целом комбинация таких примитивов, как задачи и каналы, делает язык Go одним из самых продвинутых и удобных на настоящий момент в части параллельного программирования. И вообще работу над такими экспериментальными проектами, как распределённая операционная система Plan 9 можно лишь поприветствовать.

К сожалению, о синтаксисе этого языка и средствах типизиации лестно отозваться не получится. Отсутствуют порождающие типы, что не позволяет конструировать шаблонные решения, в то время как язык является строго типизированным. Слабый контроль областей видимости вынуждает разработчика плодить массу коротких файлов-пакетов. Производительность в части выполнения задач всё же заметно уступает обычным циклическим алгоритмам, поэтому стиль программирования с интенсивным параллелизмом неизбежно ограничивается заметными накладными расходами на диспетчеризацию.
Записан

Программировать - значит понимать (К. Нюгард)
Невывернутое лучше, чем вправленное (М. Аврелий)
Многие готовы скорее умереть, чем подумать (Б. Рассел)
darkelf
Молодой специалист

ua
Offline Offline

« Ответ #1 : 23-01-2014 08:26 » 

Спасибо за интересную статью, хотелось бы уточнить следующую фразу:
В UNIX процессы изолированы друг от друга по памяти, отсюда и довольно тяжёлый и неуклюжий способ порождения новых процессов: либо через fork с полным копированием процесса, его памяти, его дескрипторов файлов, либо через exec с полным замещением текущего процесса новым.
Способ порождения процессов в классическом UNIX всего только один fork(). Вызов exec() не порождает процесс. С точки зрения системы процесс выполняющийся до вызова exec() и после - один и тот-же. Если при открытии не было указано O_CLOEXEC (или потом не выставлен флаг FD_CLOEXEC) - признак закрытия описателя файла при вызове exec(), то даже файлы будут открыты те-же.
По поводу того, что способ тяжелый и неуклюжий - как по мне, так наоборот, довольно элегантный, гибкий и простой, особенно если сравнивать с той-же самой Windows с её CreateProcess() с десятком параметров, некоторые из которых являются указателями на структуры. Впрочем, это уже дело вкуса - кому как нравится.
Записан
Dimka
Деятель
Модератор

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #2 : 23-01-2014 11:29 » 

darkelf, неуклюжий не по синтаксической записи, а по тяжести исполнения и быстродействию. Именно поэтому потом в UNIX системы с помощью того или иного костыля начали приделывать нити (thread). Т.е. на процессах UNIX систему с интенсивным параллелизмом соорудить непросто. В обычных настольных/серверных системах это будет и тормозить на fork-ах, и под архитектуру i386 самих процессов не может быть больше 8192 штук (таков размер таблицы процессных дескрипторов, обслуживаемых процессором при переключении контекстов, это аппаратное ограничение, хотя его можно и преодолеть, заводя несколько таких таблиц, чего обычно ядра ОС не делают). Как показывали мои эксперименты, на практике это число ещё меньше - не более 6800-7000. Дело обстоит получше только в специальных версиях UNIX для суперкомпьютеров, заточенных под миллионы и миллиарды процессов, да ещё как правило перемещаемые между узлами суперкомпьютера.
Записан

Программировать - значит понимать (К. Нюгард)
Невывернутое лучше, чем вправленное (М. Аврелий)
Многие готовы скорее умереть, чем подумать (Б. Рассел)
darkelf
Молодой специалист

ua
Offline Offline

« Ответ #3 : 23-01-2014 12:29 » 

В обычных настольных/серверных системах это будет и тормозить на fork-ах, и под архитектуру i386 самих процессов не может быть больше 8192 штук (таков размер таблицы процессных дескрипторов, обслуживаемых процессором при переключении контекстов, это аппаратное ограничение, хотя его можно и преодолеть, заводя несколько таких таблиц, чего обычно ядра ОС не делают). Как показывали мои эксперименты, на практике это число ещё меньше - не более 6800-7000.
Сейчас ограничения этого нет - никто не использует аппаратное переключение контекстов - только программное в котором дескрипторы TSS вообще не используется, точнее используется только один - общий для всех процессов выполняющийся на данном процессоре. Само переключение процессов сделано на базе страничной адресации и регистра CR3, содержащего адрес каталога страниц. Так что сейчас число процессов, на самом деле, ограничено объёмом памяти, ну и общей производительностью. При наличии 6000 тысяч процессов, при этом работающих, а не ожидающих каких-либо событий, думаю, любая ОС для домашнего использования и ПЭВМ просто "ляжет".

Сам fork() довольно неплохо облегчили, изобретя Copy On Write (COW), до этого, были другие способы, типа tfork() для процесса, если известно, что он сразу будет делать exec() и для него не надо копировать исходное адресное пространство процесса.

А нити стали популярны, как мне кажется, из-за трёх факторов - их проще понять и программировать, чем конечный автомат, плюс, были и есть ОС, та-же Windows, у которой и fork()-а не было, и поэтому организовать многопроцессные службы, как это было в UNIX, просто не получалось (например сервер apache имеет многопроцессный вариант, в котором запускается не одна копия сервера, а несколько), ну и, наверное, их проще масштабировать - особенно с учетом того, что по "гонке гигагерцев" упёрлись в потолок, и стали  изобретать многопроцессорность и многоядерность.

Самое интересное, сейчас, как мне кажется, потихоньку идёт обратных переход - те-же браузеры, из соображений безопасности, переводят с многопоточной архитектуры, на многопроцессную.
« Последнее редактирование: 23-01-2014 12:36 от darkelf » Записан
Dimka
Деятель
Модератор

ru
Offline Offline
Пол: Мужской

« Ответ #4 : 23-01-2014 14:15 » new

Цитата: darkelf
Сейчас ограничения этого нет
Ну я экспериментировал с Windows и с FreeBSD - дело не в скорости работы (процессы в эксперименте попросту спали на sleep, и больше в них ничего не было), а в том, что по достижении определённого (не впечатляющего) числа дальше происходит тупо отказ ОС запускать что-то ещё, исчезающий лишь после снятия части ранее запущенных процессов. Хотя, конечно, было это лет 5 назад. И эксперименты были связаны с проверкой возможности сетевого обслуживания при помощи чего-то вроде демона inetd и самописного аналога под Windows. Как раз тогда и выяснилось, что проблема не в демоне, а в самих ОС, и что отказ от этой технологии запуска процесса на соединение в веб-серверах к одной проблеме быстродействия не сводится. Во FreeBSD проблема 10000 соединений - это действительно проблема, там потолок около 6-7 тыс. процессов. В Windows было получше - около 9-12 тыс. процессов, но всё равно "не фонтан".

Раз моё объяснение устарело, значит проблема в чём-то ещё - возможно, в организации страниц памяти для процессов. Тут дело даже не столько в поиске объяснений, сколько в наличии факта. Может быть версиях ОС самых последних лет уже всё поменялось, и там с практической точки зрения unlim - можно и миллион. Хотя сильно сомневаюсь.

Цитата: darkelf
Сам fork() довольно неплохо облегчили, изобретя Copy On Write (COW), до этого, были другие способы, типа tfork() для процесса, если известно, что он сразу будет делать exec() и для него не надо копировать исходное адресное пространство процесса.
При exec вообще пропадает общий контекст, т.е. дочерний и родительский процесс вынуждены организовывать через канал или разделяемую память обмен полезной информацией, если её заметно больше, чем умещается в аргументах exec, или если она не хранится в файлах. fork в этом смысле интереснее как раз копированием контекста (т.е. памяти процесса), но за это надо платить быстродействием.

В любом случае система с общим адресным пространством для работы всех задач удобнее для построения производительных и гибких систем. Изоляция процессов - это скорее из области устойчивости и безопасности. Т.е. своего рода режим для совместной работы продуктов разных и далеко не всегда взаимно вежливых и доброжелательно настроенных друг к другу программистов. Чем больше барьеров, тем больше приходится организовывать каналов и терять на производительности. Самый известный барьер: оперативная память - диск, и связанные с этим операции чтения/записи. Есть системы, которые принципиально отказываются от понятия дискового файла и соответствующих операций, используя исключительно механизм swap страниц памяти, а диск используют только для хранения целого образа самих себя. Если это системы уровня операционных, можно отказаться в том числе и от файловой системы и всех связанных с нею танцев с бубном - использовать сырой диск или дисковой раздел без всякой внутренней организации с простой линейной адресацией секторов). Понятие файл как именованной области памяти преобразуется в понятие потока с атрибутами (тем же именем), актуального разве что для сетевого обмена, но не как единицы хранения. Например, формат медицинских изображений DICOM как раз исходит из предположения, что он является потоком с регулярной внутренней структурой и атрибутами, а дисковой файл (или каталог файлов) - это лишь одна из форм представления, "замороженный" на время образ потока.

Стоит заметить, что поскольку аппаратно реализуется истинный параллелизм, проблемы, специфичные для времён DOS/Windows 1-3.x, когда зависание одной задачи приводит к зависанию всей системы, теперь являются менее актуальными, а реализация механизма конкурентных нитей не может завесить систему даже на одноядерном процессоре с псевдопараллелизмом в режиме разделения времени. В то же время переход на 64 бита предоставляет солидное адресное пространство для построения действительно крупных систем, а развившиеся механизмы сборки мусора с фоновой дефрагментацией и косвенными ссылками на объекты позволяют сделать время непрерывной работы системы теоретически неограниченным.

Т.е. создание среды для написания приложений, исключающих для программиста возможность прямого обращения к памяти, работу только с объектами, доступными через косвенные ссылки, обязательное использование системного менеджера памяти и сборщика мусора, обязательная конкурентная многозадачность делают изоляцию памяти процессов вещью избыточной. Она сохраняет свою актуальность только для приложений системного уровня и любителей всяких древних языков. Самое интересное, что всё это - косвенная адресация и запрет на прямую работу с памятью, отказ от файловой системы, хранение целого образа на диске, общее адресное пространство, сборка мусора и т.д. - было реализовано в Smalltalk системах аж в конце 70-х начале 80-х. Но только сейчас начали складываться условия - благодаря мощности машин, развитым пользовательским интерфейсам, передовым алгоритмам сборки мусора, JIT-компиляторам, чтобы этот подход из экзотики превратился во что-то полезное.

Например, по такой схеме (пусть и с изоляцией по первости) могли бы крутиться в браузерах веб-приложения с возможностью автономной работы: выгрузка из облака образа приложения (адресного пространства процесса) на диск, отображение через браузер, скриптовый язык программирования без всяких низкоуровневых шалостей, экономная передача трафика между локальной копией образа и хранящейся в облаке в бинарном виде в виде diff-сегментов областей адресного пространства - репликации. Так мог бы выглядеть Web 3.0 - приложения, не зависящие от конкретной машины, на которой они работают. Нечто похожее, механизм миграции процессов, как раз реализован в разных grid-кластерах со специальным системным софтом.
Записан

Программировать - значит понимать (К. Нюгард)
Невывернутое лучше, чем вправленное (М. Аврелий)
Многие готовы скорее умереть, чем подумать (Б. Рассел)
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2015, Simple Machines